kendzin (kendzin) wrote,
kendzin
kendzin

Самурайские причёски

 Аудиофайл Nobunaga's Ambition - Fading Glory :
В японских фильмах жанра дзидайгэки непременно можно увидеть самураев со своеобразной причёской: выбритым лбом и косичкой на затылке. Посетители исторических порталов и кинофорумов неизменно задают один и тот же вопрос, касающийся происхождения и видов этой причудливой шевелюры и не получают вразумительных ответов.
Давайте попробуем разобраться в вопросе и, насколько позволяют источники, по возможности классифицировать информацию, а поможет нам в этом специалист исследовательской лаборатории при крупной косметической компании "Pola", госпожа Мурата Такако.
В настоящее время всё множество подобных самурайских причёсок называют "тёнмагэ". С позиций современного языка, этот термин звучит довольно странно и даже комично, однако имеет вполне логичное объяснение. Дело в том, что с возрастом волос на голове мужчины становилось всё меньше и при укладке их на подобный манер, в профиле двумя условными линиями вырисовывалось некое подобие "галочки" (V), которая по-японски читается как "тён". Вторая составляющая, "магэ", имеет значение "чуб" или "хохолок", поэтому термин можно перевести как "чуб в виде галочки".

Схема возможных вариантов облысения.
Основные элементы Тёнмагэ.

Эта укладка носила своё название с периода Эдо до начала Мэйдзи, чуб мог располагаться лёжа, под углом и даже вертикально. Согласно самой популярной версии, она происходит от "хондамагэ", причёски, которую носили самураи Хонды Тадакацу (1548-1610), даймё Исэнокуни (северная и средняя часть современной провинции Миэ). Пик популярности "хондамагэ" пришёлся на 1772-1781 годы, после чего она трансформировалась в 8 основных типов, которые носили буси в зависимости от ранга.
Разновидности "Дзангири атама".

В эру Мэйдзи в моду входят европеизованные шевелюры "дзангири атама" (коротко остриженная голова), причиной чему послужил "Указ о причёсках и мечах" (1871), согласно которому был установлен запрет на ношение мечей и "тёнмагэ" - стирались сословные различия в обществе. В 1873 году император Мэйдзи Тэнно (1852-1912) срезал свою косичку, подав пример подданным, которые вынуждены были последовать за ним и остричь волосы на западный манер. В то время появилось выражение "Если носить короткую стрижку, можно услышать зов цивилизации и просвящения".
Дзангирикатто.
Тёккакукатто "прямой угол".
Синсайгари (Тайсёгари) слева и Сёкунингари справа.

Предыстория "тёнмагэ" начинается ещё в период Кофун (250-538). На найденных глиняных статуэтках "ханива" можно рассмотреть волосы, заплетённые в своеобразные "восьмёрки" на боках у ушей. Эта укладка получила название Мидзура. Подробнее её можно рассмотреть в исторических картинах о той эпохе, например, в работе Хироси Инагаки "Рождение Японии"(1959). 
Бюст мужчины периода Кофун. На голове древняя укладка волос под названием Мидзура.
Глиняная статуэтка "Ханива".

С течением времени две "восьмёрки" постепенно преобразовались в одну косичку и переместились с висков на затылок, поэтому буси и представители других каст, переходящие из одной эры в другую, не видели в этом ничего странного и противоестественного.
Следует также отметить, что заплетание волос в косичку было присуще не только самураям, но и другим слоям населения, однако нюансы шевелюры неизменно выдавали принадлежность её носителя к определённому классу, рангу или роду занятий.
Парики, используемые в постановках исторических картин.
 
Ниже приведены две таблицы, позволяющие без труда ориентироваться в многообразии мужских причёсок с древности по период Эдо:
 
 Таблица 1. Мужские причёски. 
(Оригинальное разрешение 2700х3000, нажмите для просмотра в масштабе 1:1) 

Таблица 2. Мужские причёски.
(Оригинальное разрешение 1351х1882, нажмите для просмотра в масштабе 1:1)  
 

И всё же, почему самураи носили тёнмагэ?
Это довольно непростой вопрос, на который вряд ли можно дать однозначный ответ. Проанализировав информацию, полученную из многочисленных источников, я выделил для себя ряд причин, соглашаться или нет с ними, решать вам:
1. Удобство.
Волосы, собранные в пучок, не мешали воину при использовании оружия, при манёврах на поле боя.
Данный тип укладки волос позволял без помех размещать шлем на голове, кабуто не сползал ни вперёд-назад, ни влево-вправо. Благодаря выбритому лбу, голова не прела в шлеме под палящим солнцем.
2. Дань традициям и Естественность. 
Проследив цепочку превращений Мидзура->Канмурисита->Дзудзёиккицу и Дзудзёниккицу->Сакаяки и её разновидности, становится очевидной плавная эволюция причёски, в которой "косички" сначала трансформировались из двух в одну, сместившуюся на затылок, а затем постепенно расширилась область выбритости лба. Под влиянием времени и веяний моды этот процесс, на мой взгляд, прошёл довольно естественно и рационально.
3. Безобразно, но единообразно.
Основной принцип армий всех всемён и народов. Возможно ключевым моментом здесь является то, как мужчина теряет волосы в течение жизни (см. схему облысения выше). Старику не уложить волосы так, как молодому, но молодого можно "подогнать" под старика. Тёнмагэ могли носить буси всех возрастов, что подгоняло их под один стандарт и определяло в один класс - воины.


В настоящее время причёска борцов сумо "Ооитё" сильно напоминает тёнмагэ, однако отношения к этой группе не имеет.

Материал подготовил и перевёл Kendzin©  

Копирование статьи или любой её части на другие ресурсы возможно лишь с согласия автора!



Tags: причёски самураев, самурайские причёски, японские причёски
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments